ИГРОТЕКА 27.04.2020

Произвольность и нормативная регуляция поведения обучающихся как результат игр с правилами

Произвольность поведения – необходимое условие успешного обучения ребенка в школе.

Произвольность включает различные стороны личности ребенка.

Это произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти.

Произвольность включает следующие умения:

  • четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу;
  • ориентация на выполнение заданных требований;
  • быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего;
  • если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности.

Уже на этапе подготовки детей к школе, организуемом в дошкольных группах ГБОУ Школа № 1430, игровая деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнка. Ребёнок становится обязанным делать то, что ему не всегда хочется делать, он должен произвольно контролировать своё поведение, стабильно держать активное внимание на организованных видах деятельности. Словом, деятельность уже в дошкольном возрасте основана на развитых навыках произвольного поведения ребёнка.

В период подготовки детей к обучению в школе происходит интенсивное накопление и наращивание тех необходимых психологических новообразований, которые обеспечивают скачок от одной качественной формы жизни ребёнка к другой, от непроизвольного поведения к произвольному. Естественно, что этот скачок не может произойти мгновенно, и его подготовка должна проходить в «недрах» дошкольной жизни.

Каждый взрослый, связанный с системой образования (родители, педагоги) стремиться воспитать в детях волевые качества, настойчивость, целеустремленность, поскольку они способствуют становлению человека сознательным субъектом собственной жизни, позволяют ставить цели и добиваться их.

Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности старшего дошкольника и младшего школьника. В этом солидарны практически все классики отечественной детской психологии. Авторами наиболее важных научных работ по проблеме произвольности в старшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, являются исследования Выготского Л. С., Лисиной М. И., Мануйленко З. В., Смирновой Е. О., Эльконина Д. Б. и др.

Наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте традиционно считается игра с правилом.

Как отмечает доктор психологических наук Смирнова Е.О., именно в ней дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли он действует.

Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в первый класс обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.

С первых дней обучения в школе ученику предъявляются разнообразные требования: он должен спокойно сидеть на уроке, внимательно слушать учителя, воспринимать учебный материал, т.е., проявлять волевые усилия, контролировать проявление собственных эмоций и желаний.

Если произвольность поведения у ребенка не сформирована (он не может долгое время усидеть на одном месте, преодолевать малейшие трудности, слушать взрослого, сдерживать свои эмоциональные проявления и т.п.), можно прогнозировать возникновение в его учебной деятельности ряда серьезных трудностей.

Педагоги-психологи советуют уделять значительное внимание формированию произвольности поведения своего ребенка, его волевой сферы:

  • побольше играйте со своими детьми в любые игры с правилами: подвижные игры, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, так как именно игра помогает развивать произвольное поведение старших дошкольников;
  • не делайте за ребёнка то, чему он должен научиться сам;
  • активизируйте самостоятельную деятельность ребёнка, вызывайте у него чувство радости от достигнутого;
  • старайтесь учить ребёнка самостоятельно принимать разумные решения, добиваться осуществления принятых решений.

Мы не будем сильно углублять Вас в психологические проблемы развития детей, т.к. поставили перед собой задачу показать как «прокачать» навыки произвольности у детей, которые легко можно было бы вписать в бытовую жизнь семьи.

Педагоги-психологи ГБОУ Школа № 1430 (Альзоба Г.А., Босенко И.Н., Емельянова Н.В., Лебедкина Е.Д., Мещерякова А.Ю., Суховецкая Ю.Н.) подобрали игры и сняли ролики, которые родители могут использовать в общении с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Это игры, которые нравятся нашим обучающимся!

Это игры, которые элементарно встраиваются в Ваш привычный домашний быт, с тем ресурсом, который есть у Вас!

Это игры можно применять в общении с детьми, начиная с сегодняшнего дня!

Если вы родитель, желающий с пользой провести вместе со своим ребенком день дома – эта информация для вас!

Спасибо, родителям, за доверие!

Спасибо, коллегам, за работу!

Материалы Вы можете найти внизу страницы https://sch1430sv-new.mskobr.ru/profilakticheskaya-rabota/psihologo-pedagogicheskaya_sluzhba

Или скачать ниже.

Игры на формирование произвольности поведения