Пост-релиз семинара-практикума «Современные подходы к обеспечению преемственности образования на уровнях дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ» 16.03.2017

15 марта 2017 года в ГБОУ Школа № 1430 прошел семинар-практикум «Современные подходы к обеспечению преемственности образования на уровнях дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».

Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где обучающиеся и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Субъект инклюзии – это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. У этих детей наблюдается:

  • более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития;
  • эмоциональная незрелость;
  • явные трудности управления своим поведением;
  • трудности социальной адаптации;
  • низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.

Именно поэтому педагог (воспитатель, учитель) и должен стать координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями.

У современного педагога должны быть сформированы профессиональные и личностные компетенции, он должен:

во-первых, положительно относиться к детям с ОВЗ и быть готовым работать с ними;

во-вторых, быть готовым к сотрудничеству с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ;

в-третьих, быть профессионально компетентным;

в-четвёртых, знать и уметь применять технологии сопровождения ребёнка с ОВЗ;

в-пятых, овладеть навыком проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута;

в-шестых, уметь разрабатывать индивидуальные маршруты для детей с ОВЗ;

в-седьмых, овладеть навыками сопровождения ребёнка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту и методикой работы с детьми с ОВЗ для подкрепления адекватного поведения.

Для организации эффективной работы в рамках реализации инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями необходимо целенаправленное и комплексное формирование у педагогов вышеперечисленных компетенций.

С этой целью 15 марта 2017 года в ГБОУ Школа № 1430 для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, учителей начальной школы и специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов) прошел семинар-практикум «Современные подходы к обеспечению преемственности образования на уровнях дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».

На семинаре педагоги рассмотрели не только теоретические аспекты данной работы, но и освоили некоторые практические методы и приемы в работе с обучающимися с ОВЗ.

Старший методист ГБОУ Школа № 1430, к.п.н. Ткачева Ирина Александровнапознакомила слушателей с исследованиями О.В. Бонина, Н.В. Кузьминой, С.И. Сабельниковой и И.А. Макаровой, в которых были систематизированы педагогические компетенции, которыми должны обладать педагоги образовательного учреждения, функционирующего в условиях инклюзивного образования.

Практическая работа слушателей по анализу общих и специальных образовательных потребностей разных группобучающихся с ОВЗ способствоваласозданию атмосферы поиска и творческой деятельности.

Учитель-дефектолог ГБОУ Школа № 1430 Суховецкая Юлия Николаевна рассказала о новых возможностях использования старых коррекционно-развивающих игр как инструменте решения особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития.

Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1430 Мещерякова Анна Юрьевна поделилась с участниками семинара практическим материалом по выстраиванию модели взаимодействия педагога и детей нормативного контингента группы/класса с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Воспитатель группы комбинированной направленности ГБОУ Школа № 1430Житомирская Ирина Викторовна и учитель ГБОУ Школа № 1430 Целикова Наталья Вячеславовна рассказали о создании предметно-пространственной развивающей среды группы и класса как важном условии реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.

Старший методист ГБОУ Школа № 1430 Кириченко Елена Борисовна представила участникам семинара результаты их дистанционного анкетирования по теме: «Выявление затруднений педагогов в работе с детьми с ОВЗ». Она подробно остановилась на индивидуальном образовательном маршруте педагога, работающего с детьми с ОВЗ, который должен послужить вектором их дальнейшего профессионального развития, преодолеть когнитивный диссонанс, вызванный затруднениями работы в условиях инклюзии и содействовать повышению дефектологической грамотности педагогических работников.

Участники семинара-практикума отметили актуальность и практическую значимость семинара-практикума, подчеркнув, что освоение технологий, направленных на социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ,позволяют не только повысить профессиональную компетентность, но и создать условия для поддержки и развития интересов и способностей каждого обучающегося.

В работе семинара-практикума приняли участие 79 педагогов, работающих с детьми на уровнях дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.