Материально-технические условия реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС О обучающихся УО(ИН) и детей с инвалидностью 02.07.2018

Материально-техническое обеспечение начального общего образования обучающихся с ОВ, УО и обучающихся с инвалидностью в ГБОУ Школа № 1430 отвечает не только общим, но и их особым образовательным потребностям.

В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования отражена специфика требований к:

  • организации пространства, в котором обучается ребенок;
  • организации временного режима обучения;
  • техническим средствам обучения обучающихся;
  • учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ, УО и обучающихся с инвалидностью, позволяющих реализовывать выбранный вариант программы;
  • организации питания и питьевого режима.

Ожидаемый результат:

  • повышение комфортности образовательной среды, предоставление доступа маломобильным группам населения и детям-инвалидам, детям с ОВЗ.
  • охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.
  • осуществление полноценного воспитания, обучения и развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей.
  • создание условий для удовлетворения потребности детей в движении, совершенствования систем и функций организма, повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
  • проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ОВЗ, УО(ИН) и ребенка с инвалидностью, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
  • проведение профилактики вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
  • выполнение требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О обучающихся с УО(ИН) путем совершенствования системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания, социального функционирования, индивидуально-дифференцированного подхода, который создадут условия для более гармоничной, личностно-актуальной социализации ребенка и равные стартовые возможности для дальнейшего школьного обучения.

Требования к организации пространства

Под особой организацией образовательного пространства понимается создание комфортных условий во всех учебных помещениях.

Для обучающихся с ОВЗ, УО(ИН) и детей-инвалидов создано доступное пространство, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, а именно удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке /режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших школьных планах.

Организация рабочего пространства обучающегося с ОВЗ и ребенка-инвалида в классе предполагает выбор парты и партнера по парте, обеспечена возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.

Для беспрепятственного доступа обучающихся с особыми образовательными потребностями (в том числе детей - инвалидов) и других маломобильных групп населения в здание предусмотрено:

  • территория школы имеет ровные дорожки;
  • главный вход оборудован пандусом с перилами с двух сторон;
  • у пандуса и лестницы главного входа уложена тактильная плитка, окрашенная контрастным желтым цветом;
  • входы в помещения не имеют порогов и перепадов высот, на двери нанесены контрастные желтые наклейки;
  • помещение столовой позволяет ребенку-инвалиду беспрепятственно получать и принимать пищу.
  • в зданиях школы предусмотрен санузел, согласно требований СНиП 35- 01-2001, расположенный на первом этаже, а именно установлена раковина с поручнем, установлен унитаз с откидным поручнем, сушилка для рук, водопроводные краны рычажного действия, кнопка экстренного вызова;
  • во всех помещениях, связанных с образовательным процессом, установлено звуковое оборудование, предупреждающее о начале и конце урока, о пожарной тревоге .

Во всех корпусах школы имеются отдельные (специально оборудованные) помещения для проведения занятий с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, отвечающие задачам программы коррекционной работы и задачам психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, УО и детей с инвалидностью.

Оснащение кабинетов включает необходимые дидактические материалы, пособия, технические средства, методические разработки.

Кабинеты учителей-логопедов оснащены зеркалом, дидактическими пособиями, речевыми тренажерами.

Кабинеты педагогов-психологов содержат зонирование пространства, позволяющее организовать развивающее, релаксационное, игровое, консультативное пространство. Специально оборудована сенсорная комната, ориентированная на стимуляцию всех сенсорных процессов

Во всех зданиях школы организовано специальное пространство (игровые помещения) для отдыха, двигательной активности обучающихся с ОВЗ, УО и детей с инвалидностью на перемене и во второй половине дня.

Требования к организации временного режима обучения

Временной режим образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами, а также локальными актами ГБОУ Школа № 1430.

Организация временного режима обучения детей с ОВЗ соответствует их особым образовательным потребностям и учитывает их индивидуальные возможности.

Сроки освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ - 4/5 лет (в зависимости от варианта программы), сроки освоения ООП НОО обучающимися 4 года.

Для профилактики переутомления обучающихся с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.

Продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН 2.4.2.2821-10).

Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену.

Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ, АООП О обучающихся с УО(ИН) время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).

Обучающимся с ОВЗ и детям с инвалидностью рекомендуется обучение по режиму продленного дня с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий.

Учебный день включает в себя специально организованные уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.

Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся с ОВЗ и дети с инвалидностью имеют облегченный учебный день в среду (четверг).

Продолжительность учебной нагрузки для обучающегося с ОВЗ на уроке не превышает 40 минут, за исключением первого класса.

При определении продолжительности занятий в 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый).

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го уроков) - 20 минут.

Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 30 минут.

При обучении обучающихся с ОВЗ, УО (ИН) предусматривается специальный подход при комплектовании класса общеобразовательной организации, в котором обучается ребенок. Общая численность класса, в котором обучаются дети с ОВЗ, не превышает 25 обучающихся, число обучающихся с ОВЗ, УО в классе не превышает четырех человек, остальные обучающиеся – это дети не имеющие ограничений по здоровью.

Требования к техническим средствам обучения

Во время проведения уроков/занятий с обучающимися с ОВЗ, УО, инвалидностью, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.

Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и УО(ИН), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, УО(ИН). Это:

  • мультимедийные комплексы (проектор и экран),
  • интерактивные доски,
  • ноутбуки ученические с подставкой под ТСО,
  • оборудование лингафонного кабинета,
  • телевизоры,
  • видеоплееры,
  • видео ДVД,
  • МФУ.

Учебный и дидактический материал.

При освоении АООП НОО обучающихся с ОВЗ (варианты 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 7.1, 7.2, 8.1, 8.2) обучаются по базовым учебникам для нормативно развивающихся сверстников, не имеющих ограничений здоровья, при освоении АООП О обучающихся с УО обучаются по специальным учебникам.

Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, УО обуславливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

Педагоги учитывают особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, УО и на уроках использует Методические рекомендации ГППЦ ДОгМ к предъявлению иллюстративного материала на уроках (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности, опоры-схемы для поэтапного формирования умственных действий и т.п.).

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на обучающегося с ОВЗ, УО, инвалидностью, но и на всех участников процесса образования. Специфика данной группы требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся, и состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике в школе, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС О обучающихся с УО(ИН).

В школе предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования и родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, УО.

В случае необходимости организации удаленной работы с обучающимся, специалисты обеспечиваются полным комплектом компьютерного и периферийного оборудования.

В учебных классах и в кабинетах специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ, УО, инвалидностью имеются разнообразные средства обучения и воспитания детей:

  • печатные (пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  • аудиовизуальные (слайды, презентации);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации, магнитные доски, мольберты, репродукции картин);
  • демонстрационные (макеты, стенды, модели демонстрационные и т.д.)
  • спортивное оборудование.

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы, интернет ресурсы, использование материала МЭШ).

Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Педагоги, работающие с обучающимися с ОВЗ, УО, инвалидностью, в своей работе придерживаются следующих дидактических принципов:

  • учет возрастных и психологических особенностей, обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Методическое обеспечение образовательного процесса нашей школы способствует решению основных задач:

  • оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников образовательных учреждений;
  • удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников школы;
  • создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;
  • оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса;

Комплексное оснащение коррекционно-развивающего процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельной деятельности обучающихся по освоению адаптированной образовательной программы, программ коррекционных курсов, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Познавательное развитие

  • Наборы тематических предметных карточек
  • Серия демонстрационных сюжетных тематических картин
  • Домино с цветными изображениями
  • Шнуровки различного уровня сложности
  • Игрушки-персонажи
  • Набор плоскостных геометрических фигур
  • Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
  • Дидактические игры
  • Муляжи фруктов и овощей
  • Вкладыши
  • Пирамидки различной величины
  • Математический кораблик
  • Палочки Кьюизенера
  • Блоки Дьенеша
  • Танграм

Речевое развитие

  • Стимульный материал
  • Наборы предметных карточек по темам
  • Набор сюжетных карточек по темам
  • Предметные игрушки-персонажи
  • Комплекты детских книг по темам
  • Иллюстрации к детской художественной литературе
  • Логопедический тренажер

Художественно-эстетическое развитие

  • Магнитная доска
  • Мольберт
  • Изделия народных промыслов
  • Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
  • Бумага для рисования
  • Стаканчики
  • Трафареты
  • Кисочки
  • Карандаши простые, цветные
  • Мелки восковые
  • Бумага цветная
  • Картон цветной, белый
  • Пластилин
  • Доска для работы с пластилином
  • Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
  • Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
  • Металлофон
  • Комплекты костюмов театрализованной деятельности
  • Шапочки для театрализованной деятельности
  • Ширма для кукольного театра настольная, напольная
  • Игрушки-персонажи
  • Флажки разноцветные
  • Напольный конструктор деревянный
  • Наборы настольного конструктора

Технические средства обучения

  • Экранно-звуковая аппаратура:
  • Пианино
  • Синтезатор
  • Музыкальный центр
  • Телевизор
  • Интерактивная доска
  • Интерактивный стол

Вспомогательные технические средства:

  • Цифровой видеопроектор
  • Экран
  • Носители информации:
  • Тематические презентации
  • Цифровые музыкальные аудиозаписи

Требования к организации питания и питьевого режима

Устройство, содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания и питьевого режима, формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению документации пищеблока соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях.

Площадь обеденного зала столовой на одно посадочное место составляет не менее 6 м, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не менее 2,3 м.

Режим питания и кратность приема пищи обучающимися с ОВЗ, УО и детей-инвалидов устанавливаться в зависимости от времени их пребывания в организации.

В школе не предусматривается отдельного меню для обучающихся с ОВЗ, УО(ИН).

Типовой рацион питания представляет собой 24-дневное меню завтраков и обедов, которое разработано Отделом детского питания ГУ НИИ питания РАМН, Московским Фондом содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и Отделом надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по городу Москве.

Питьевой режим для обучающихся с ОВЗ, УО и детей-инвалидов организован круглосуточно.

Информационно-методические условия реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС О обучающихся с УО (ИН)

В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС О обучающихся с УО(ИН) информационно-методические условия реализации адаптированной образовательной программы обеспечиваются современной информационно-образовательной средой.

Информационное обеспечение включает необходимую нормативно- правовую базу образования обучающихся с ОВЗ, УО(ИН) и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса и их наличие.

Информационно-методическое обеспечение реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ, АООП О обучающихся с УО(ИН) направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:

  • необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ОВЗ, УО;
  • характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательных отношений;
  • специальные периодические издания (журналы), знакомящие с современными научно обоснованными методическими материалами и передовым опытом воспитания и обучения детей с ОВЗ, УО;
  • получения доступа к информационным ресурсам, различными способами, в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
  • возможность размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, презентаций, дискуссий).

Образование обучающихся с ОВЗ, УО предполагает обязательную социальную интеграцию, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия учителей и специалистов. Реализация АООП НОО обучающихся с ОВЗ, АООП О обучающихся с УО(ИН) предусматривает для педагогов возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Совместная работа предусматривает организацию регулярного обмена информацией между учителями, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

Основными элементами информационно-образовательной среды (далее – ИОС) являются:

  • информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции;
  • информационно-образовательные ресурсы на сменных оптических носителях;
  • информационно-образовательные ресурсы Интернета;
  • прикладные программы специалистов разного профиля.

Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивать использование ИКТ:

  • в учебной деятельности;
  • во внеурочной деятельности;
  • при измерении, контроле и оценке результатов образования;
  • в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках

дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления.

Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:

  • реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
  • ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; создания текста на основе расшифровки аудиозаписи; использования средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора;
  • записи и обработки изображения и звука при фиксации явлений в природе и обществе, хода образовательного процесса;
  • создания и использования диаграмм различных видов, специализированных географических (в ГИС) и исторических карт;
  • организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений;
  • выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением;
  • вывода информации на бумагу (печать);
  • информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет;
  • поиска и получения информации;
  • использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах);
  • общения в Интернете, взаимодействия в социальных группах и сетях, участия в форумах, групповой работы над сообщениями (вики);
  • создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных;
  • включения обучающихся в естественно-научную деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием: учебного лабораторного оборудования;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий, использования звуковых и музыкальных редакторов, клавишных и кинестетических синтезаторов;
  • художественного творчества, реализации художественно-оформительских и издательских проектов, натурной и рисованной мультипликации;
  • занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных тренажёров;
  • размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
  • проектирования и организации индивидуальной и групповой деятельности, организации своего времени с использованием ИКТ; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудио/видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; досуга и общения обучающихся с возможностью массового просмотра кино- и видеоматериалов, организации сценической работы, театрализованных представлений, обеспеченных озвучиванием, освещением и мультимедиа сопровождением.

Электронные образовательные ресурсы

Федеральный центр электронных образовательных ресурсов

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Медиатека образовательных ресурсов

Доступ к информационно-телекоммуникационным сетям

В школе обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Для блокирования ресурсов, не имеющих отношения к образовательным, используются средства контентной фильтрации skyDNS.

На всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение.

Доступ к информационно-телекоммуникационным сетям предоставляет Департамент образования города Москвы, исполнитель госконтракта - МГТС. Все структурные подразделения обеспечены доступом к к сети Итернет на скорости 50 Мв/сек.

Доступ педагогов и учебно-вспомогательного персонала к информационным системам осуществляется с персональных компьютеров (ноутбуков, планшетных компьютеров и т.п.), подключенных к сети Интернет, без ограничения времени и потребленного трафика.

В помещениях учреждения организованы точки свободного доступа к сети интернет по технологии Wi-Fi.

Учителя, непосредственно осуществляющие учебно-воспитательный процесс в 1-11-ых классах, имеют постоянный доступ к работе в информационно-аналитической системе - КИС ГУСОЭВ ДОгМ, электронному журналу и дневнику МРКО, МИОО и другим необходимым образовательным ресурсам.

Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся

Содержание здоровьесберегающей деятельности включает:

  • поддержание психологически комфортной здоровой образовательной среды;
  • апробацию и внедрение различных технологий сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
  • управление процессом формирования культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • мониторинг здоровья и здоровьесберегающей (здоровьеформирующей) деятельности в школе (контроль за здоровьем учащихся, качеством

образовательного процесса, эффективностью управления и здоровьесбережения);

  • методическое сопровождение системы непрерывного повышения уровня профессиональной готовности педагогов к здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности, психолого-педагогическую поддержку учащихся и воспитанников.

В образовательном процессе, организованном для детей с ОВЗ, УО и инвалидностью, предусматривается широкое использование здоровьесберегающих технологий. Для этого учреждении создана соответствующая здоровьесберегающая среда, оснащены кабинеты игровой психокоррекции.

В игре дети с ОВЗ, УО приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, самостоятельность.

Кабинет сенсомоторной коррекции – предназначен для психологической поддержки ребенка в стрессовых ситуациях, защиты от школьных перегрузок, снятия тревожности. Он используется для выявления когнитивного стиля ребенка, развития его познавательной сферы, воображения, мелкой моторики и координации движений, повышения скорости реакции, формирования навыков постановки цели и следования инструкции, выдержки, самоконтроля, закладывания основ коммуникации ребенка, обучения рефлексии, снятия нервного напряжения.

В работе с детьми с ОВЗ, УО и инвалидностью используются разнообразные технологии, среди которых:

  • использование Sand-Art технологий в работе с детьми, имеющими эмоционально-личностные особенности, трудности коммуникации.

Занятия способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики, внимания, творческого воображения, пространственного мышления обучающихся. Для использования технологии была специально оборудована Sand-Art студия «Интуитивное творчество», которая наполнена арт-терапевтической средой.

Студия оборудована и разделена на две зоны: рабочую и игровую. Зона оснащена шестью переносными индивидуальными планшетами с подсветкой для рисования песком. Игровая зона отделяется от рабочей навесным балдахином и оборудована креслами-мешками и круглым песочным планшетом для мини групповой работы, что создает творческую неформальную обстановку во время занятия с элементами нейропсихологии.

направлены на повышение общей работоспособности, уровня внимания, повышение результативности процесса запоминания, развитие способности к саморегуляции и самоконтролю в процессе учебной деятельности у обучающихся. Работа с использованием данной технологии проводится в зале, подготовленном для сенсомоторной коррекции.

Игровые технологии в работе с детьми оказывают позитивное влияние не только на эмоциональную сферу детей, но также положительно воздействуют на уровень познавательной активности, развитие исследовательского мышления.

Коррекционно-развивающие технологии направлены на коррекцию когнитивных и речевых нарушений с использованием современных технологий:

  • работа учителя-логопеда (в том числе проведение занятий по логоритмике (фонетической ритмике) и использование мультимедийного оборудования;
  • работа учителя-дефектолога (в том числе с использованием работа с использованием современных коррекционных пособий «Пертра», «Нумикон», блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, тифлоприбора «Ориентир», оборудования «Спектра», оборудования для сенсорного развития, технологии Лего-конструирования.

Психокоррекционные технологии направлены на коррекцию трудностей развития познавательной и эмоциональной сфер с использованием элементов арт-терапевтических и тренинговых технологий, технологии составления социальных историй, различных техник и приемов коррекции эмоциональной сферы и трудностей личностного развития.